Нет дыма без огня, проблема сама по себе возникнуть не может. То, что учебники в России становятся все хуже и хуже - неоспоримый факт. Они скучны, тяжелы и неудобоваримы. Как заявил декан МГОПУ им. Шолохова Вадим Монахов, за десять лет учебы ребенок в состоянии усвоить не более 10 тыс. новых понятий. А, к примеру, в одном только учебнике по географии вводятся 5,5 тыс. таких понятий. И при этом практически нет упражнений на закрепление пройденного материала. Пугает детей и учителей объем параграфов, отсутствие иллюстраций и наличие совсем не обязательной информации, не расширяющей компетентность ученика, а, наоборот, отвлекающей его от усвоения азов науки. А количество ошибок в текстах, в ответах к задачам в наших современных учебниках уже стало притчей во языцех. Кому все это надо? В настоящее время издаваемые учебники между небом и землей: с одной стороны они должны соответствовать государственному образовательному стандарту, с другой – готовить к сдаче ЕГЭ. Значит, будут в срочном порядке штамповаться новые учебники, качество которых уже сейчас, даже не держа в руках, вызывает сомнение. И опять учитель с учениками в роли «подопытных кроликов», только результата эксперимента не дождутся, потому что на смену одного учебника «порекомендуют» другой. И снова вопрос – зачем все это надо? Так каким же я вижу учебник для нашей новой школы? Жизненный опыт подсказывает, что самое лучшее - это давно забытое старое. Я не призываю к тому, чтобы взять и просто переиздать старые учебники, нет! Не секрет, что когда мы из старых бабушкиных сундуков достаем добротное платье, например, мы его, обязательно перешиваем либо добавляем детали современности. И тогда оно не отличается, а, наоборот, выделяется на фоне модных веяний, так как прочность и качество старого материала отличное. Может стоит так и с учебниками. Все лучшее предыдущих авторов (ведь обучилось не одно поколение учащихся, и качество было одним из лучших в мире!) взять на вооружение. Методику и стиль изложения материала, их простоту и доступность для понимания. Зачем создавать навороченные учеными фразами параграфы, выводы формул с интегральным исчислением, которое изучается как минимум на первом курсе высшего учебного заведения? Даже если это профильное изучение, все равно надо помнить, что это учебник для ребенка, прежде всего! Может, стоит напомнить некоторым авторам, что согласно Конвенции по правам ребенка - таковым считается человек до 18 лет. В новом учебнике обязательно должна просматриваться единая программа смежных предметов. Когда физикам проще объяснить материал с помощью производных, почему математики еще это не изучили? Необходимо просто ликвидировать эти провалы, и строить единую стратегию взаимодополнения и интегрирования предметных дисциплин. И так в каждой образовательной области. Т.е создавать учебник не только по своему предмету, но и с учетом построения программы у смежных. Помимо этого учебник должен издаваться на качественной бумаге и быть хорошо иллюстрирован, причем теми опытами, которые можно провести, имея минимальный набор инструментов в лаборатории. Любая книга должна вызывать желание открыть ее, прочесть, что называется «в запой». Так и каждый параграф учебника должен вызывать это чувство. Может тогда мы сможем вернуть обратно наше бывшее прочное качество знаний! Конечно, учебник должен отвечать инновационным переменам, обладать учебно-методическим комплексом, в который входила бы и небольшая медиатека и виртуальная лаборатория, т.е. небольшой интерактивный набор для каждого урока. Для молодого учителя это как подспорье в учебном процессе, освобождающее время для более качественного планирования будущего урока. Каким я вижу учебник для нашей новой школы? Этот вопрос долго будет искать правильный ответ, возможно и не найдя его. Хочется верить… В последнее время в любом вопросе образования так и провисает – хочется верить… А что еще остается делать? Как известно, надежда всегда умирает последней.
|