Что ж, попробуем поразмышлять на эту тему, на сегодняшний день особо острую, так как в перспективе дальнейшее повышение профессиональной компетентности педагога, на мой взгляд, будет проходить в большинстве именно через участие в работе мастер – классов, проводимых сетевыми сообществами глобальной сети. Оплачиваемое повышение квалификации или переподготовка в установленных государством объемах не реже, чем один раз в пять лет в настоящее время себя оправдать не могут. Ведь мы живем в XXI веке – веке скоростей и нанотехнологий, и те технологии, которые вчера еще считались современными и новыми, на сегодняшний день уже устаревают. А мобильность педагога, умение его шагать в ногу со временем, быстро и эффективно получать и применять новые знания для внедрения в процесс обучения, одно из необходимых условий творческого и эффективного подхода к обучению. В концепции модернизации образования определены основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества. Это "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые технологии в процессе обучения и управления образованием. Сегодня уже невозможно себе представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих принципиально иные возможности образования, общения и обладающих серьезным педагогическим потенциалом. К сожалению, зачастую этот потенциал не реализуется или реализуется не в должной мере из-за отсутствия у работников образования знаний и опыта в области работы с такими технологиями и средствами телекоммуникации. Приходится признать, что современные школьники, студенты и даже родители оказываются более осведомленными и «продвинутыми» в этой сфере, нежели педагоги, психологи, школьные администраторы. Но исключить учителя, не владеющего современными коммуникационными технологиями из образовательного процесса невозможно. Необходимо создавать условия для мобильного и успешного освоения и применения на практике данных технологий. И если мы, педагоги, будем продолжать такими же темпами (один раз в пять лет) повышать квалификационный уровень, то вместо века нанотехнологий в образовательных учреждениях может наступить какой-нибудь каменный век!
Каков же выход из создающейся критической ситуации. С одной стороны необходимость мобильности педагога, быстрого, доступного, качественного обучения, с другой стороны невозможность практической реализации через соответствующие структуры образования. Отсюда возникает необходимость создания такого пространства именно в глобальной сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и самое главное - повысить свою профессиональную подготовку и шагать на уровне новейших технологий, внедряемых в учебный процесс. Решением этой проблемы может стать и, на мой взгляд, стало уже сетевое объединение творческих сил педагогов. Одним из важнейших факторов такого объединения является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это есть не что иное, как модель неформального обучения, повышения квалификации с рабочего места (work - place leаrning), без отрыва от производственного учебного процесса, пример обучения в течение всей жизни (long - life learning). Соответственно любое сетевое сообщество, независимо от контингента посещающих его людей, будет расширять познавательный интерес к нему (сообществу) через всевозможные формы обучения, дающие увеличение объема знаний в интересующей человека области. А каким наилучшим способом организовать передачу знаний? Естественно, через проведение мастер – классов! Ведь мастер-класс - форма обучения, позволяющая передавать наилучший способ своей деятельности в какой - либо области другим участникам. Получение знаний участниками происходит в форме открытий (я тоже умела это делать, но здесь предлагают намного эффективнее), проб (внедрить это лучшее в свою практику, учитывая местные условия), овладения теми способами и методами, которые передаются Мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми "изюминками”). И если коснуться непосредственно педагогов, то таких «изюминок» накопилось много у опытных или продвинутых в области ИКТ-технологий учителей в настоящее время. Ушел барьер, территориально разделяющий нас, когда приходилось «вариться в собственном соку»! Ведь земной шар, по словам канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна (1911-1980), связанный электричеством не больше деревни. Так почему же накопленный опыт не передать другим через сетевые сообщества учителей, что увеличит педагогическую компетентность каждого и позволит быть на гребне волн любых технологий, внедряемых в образование. Отсюда следует вывод: мастер – классы - необходимость сегодняшнего времени! Только через них можно выполнить стоящие перед учителем одни из самых серьезных задач. Это - гибкость в обновлении содержания образования, и не освоение учеником определенных знаний, а научение его современно мыслить, работать с информацией, находя и отбирая только нужное из того информационного мусора, который содержится в сети, анализировать, делать обоснованные выводы, принимать решения.
|