Четверг, 18.04.2024, 07:34
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
 Сайт-портфолио учителя физики
 Дьячковой Евгении ВасильевныШапка

Главная » Статьи » Мои статьи » Личное мнение

Журавлиный стон учителя или «доживем до понедельника»?

Я, Дьячкова Евгения Васильевна, обычная учительница, та, которая душой и телом предана ее величеству Школе, и его высочеству Ученику.
Учителей, как я - великое множество. И именно на бескорыстной работе таких педагогов держится в настоящее время все образование в России.
Могу смело это утверждать, так как не только в нашей школе, но и во многих других, средний возраст учителя колеблется именно от 45 до 50 лет. Я в этой категории. Жизненный опыт, а так же личные наблюдения за происходящими в стране обновлениями, позволяет мне высказать собственное мнение по многим аспектам, в частности по поводу инновационных перемен в системе образования.
В 1985 году, после окончания Алтайского государственного университета, я пришла работать в школу № 14, где работаю и до сих пор. Нынче это муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города Яровое Алтайского края. Как видите стаж немалый, половина жизни моей – четверть века, проведено у школьной доски, где ежегодно я при помощи физических экспериментов, законов, формул раскрывала своим ученикам все тайны природных явлений, открывая их красоту, взаимосвязь. Мечтала вместе с ними о научном прогрессе, который позволит шагнуть абсолютно на новый уровень развития производства и техники, что неизменно приведет к повышению уровня благосостояния всего общества.
Что ж, первая часть нашей мечты сбылась, мы вступили в век нанотехнологий, происходящий стремительный рост развития коммуникационных средств не может не радовать.
Но почему же не сбывается вторая часть мечты – повышение уровня материального благосостояния? Хотя с экранов телевизора мы постоянно слышим о росте этого самого благосостояния, причем приводятся внушительные процентные размеры его повышения. Но почему все стонут, почему все вынуждены выживать, а не жить, радуясь, творя и созидая!
Давайте далеко не ходить, а просто посмотрим на цифры. Передо мной лежит закон Алтайского края от 4 июля 2006 года «О потребительской корзине в Алтайском крае». В пункте первом просчитано: объем потребления хлебных продуктов (хлеб и макаронные изделия и т.д.) в среднем на одного ребенка в год 84 кг. Значит это 7 кг в месяц, или примерно 200 гр. в день. Мне страшно писать эту сумму, встают картины голода во время блокады Ленинграда… И еще страшнее осознавать, что время другое, а нормы те же.
А потребление сахара – 7 гр. в день! Это как вы себе представляете? Можно продолжить и дальше, но становится все страшнее!
Мне бы очень хотелось посмотреть на тех, кто это просчитывал, откуда берутся эти нормы? И предлагали они сами себе прожить на эту потребительскую корзину, прокормить своих детей? Или что, у нас не такие дети, другого сорта?
Отсюда начинается стон всех россиян! А когда по телевизору рекламируют эту самую потребительскую корзину и показывают ее полную преполную, с лежащими сверху фруктами – это просто издеваются над народом.
Я захожу в магазин и вижу реальную картину – дрожащие, перекореженные от тяжелой работы руки пенсионеров, перебирающие мелочь, чтобы купить булочку хлеба. И малышей, просящих купить конфет и не понимающих, почему мама не может этого себе позволить! Ему неведомо, что некие дяденьки и тетеньки – депутаты, или слуги народа, как сами они себя называют, определили нормы на каждого человека, а в соответствии с этим примерный уровень заработной платы, позволяющий только сводить концы концами в бесконечной череде повышения цен на оказываемые услуги населению и на продукты питания.
Я предполагаю, что сейчас возникнет огромное недовольство отдельных граждан – надо работать и все будет! А знаете, я работаю, причем не покладая рук, не считаясь с собственным временем. Причем и профессия у меня востребованная, необходимая всем без исключения! И нравится мне она! Но почему оплата моего труда так же дает возможность только лишь выживать!
Город Яровое, в котором я живу и работаю, относится к так называемым малым городам России. Это прекрасный, уютный оазис в степных кулундинских просторах. Градообразующее предприятие – химический завод московского значения, был процветающим в свое время. Поэтому жизнь бурно развивалась, звенели детские голоса. В сентябре четыре школы распахивали двери для своих воспитанников.
Но в перестроечное время все изменилось. Завод в настоящее время зияет пустыми окнами, хрустят под ногами их стеклянные слезы. Из четырех школ в настоящее время функционируют только три.
И в нашей, 14 школе, ежегодно, с начала периода моего преподавания (1985 год), количество детей уменьшалось и уменьшается ежегодно примерно на 60 человек. В настоящее время 554 ученика. Почему же именно в этот период, когда мы попросту падаем в демографическую яму, когда в большинстве школ в ближайшую пятилетку не ожидается увеличения количества учеников, ввели новую систему оплаты труда? Так называемую НСОТ, основанную на подушевом финансировании.
Ввели в прошлом году, в приказном порядке. Алтайский край вступил в эксперимент по введению НСОТ, выбрано несколько экспериментальных (пилотных) площадок из лучших школ края. В число их вошли и мы, как одна из лучших школ края. Толком никто из руководства ничего объяснить не мог, да и можно было их понять. Сами не знали конкретных условий. Но как всегда – приказы начальства не обсуждаются, а исполняются.
Вообще как-то странно в последнее время все происходит – приказы идут отовсюду, не успеваешь их исполнять. Причем иногда приходят такие, что их исполнение явно не относится к профессиональным обязанностям учителя и классного руководителя. Ощущение – готовы все свалить на голову учителя – эта единственная категория населения, которая ответственна, совестлива, поэтому никто особо не размышляет над тем, что входит, а что не входит в обязанности учителя. Не входит, значит, добавим, и будет входить, а об оплате никто речи не ведет. Привыкли все жить за счет качественной беспрекословной исполнительности учителей.
Первое, еще до НСОТ, что поразило всех – это реакция на милостыню «государя – батюшки». Добавка или вознаграждение за работу классного руководителя в 1000 рублей. Вот тут полетели приказы, а как же ведь целая 1000! – ее надо отработать! Бумажная волокита заполонила все, успеваешь только отчитываться, некогда работать с классом.
И как-то провис вопрос – а почему платят 1000 рублей только за 25 человек. Причем, если меньше детей в классе, то снимают в соответствии с количеством детей, а если больше не набавляют. А что разве когда рассчитывалась общая сумма затрат на это «поощрение» брались не все ученики России? Или мы все должны страдать оттого, что, по признанию самого министра образования Фурсенко, у него не совсем хорошо было в школе со знаниями в области математики? Куда делись деньги, заложенные на каждого ученика?
На сегодняшний день все в шоке от того, что ставка учителя высшей квалификационной категории практически одинакова с минимальным размером оплаты труда (4502,85/ 4330). Вы себе можете такое представить! Выходит так, что весь мой 25-летний труд насмарку!
Я ежегодно набирала мастерство в своей профессии, ежедневно отрабатывала и внедряла лучшие методики, чтобы добиться качественных результатов обучения, вложила столько труда, чтобы аттестоваться и доказать, что я соответствую уровню учителя высшей квалификационной категории! Наконец, за свой упорный, ежедневный труд я удостоена звания Почетного работника РФ! А зачем? Для своих личных каких-то амбиций? Нет!
Каждый из нас, в конечном счете, желает иметь и соответствующую оплату своего труда. А сейчас что? Можно спокойно уйти, устроиться, так сказать, «менеджером по уборке помещений» и получать на уровне учителя высшей квалификационной категории. При этом не иметь ежедневного «рюкзака» за спиной - проверок тетрадей по окончанию рабочего дня, написания планов урока, подготовки сценария к очередному мероприятию в классе, решения задач к ЕГЭ и много другого. А буду знать, что, убрав свой рабочий объект, я свободна и предоставлена лично себе и своей семье! Лично мною этот шаг правительства принят как оскорбление учительства!
Не подумайте, что я против увеличения минимальной оплаты труда рабочим. Я только за, считая, что и этого мало для достойной жизни гражданина такого богатейшего природными ресурсами государства. Вот только тоже никак не пойму, почему имея такие запасы, мы – россияне не имеем возможности ими пользоваться? Но это отдельный разговор.
Итак, НСОТ. Обещаны золотые горы. Наверное, давно надо было предпринять определенный шаг по отношению к учительству, так как оплата по разрядам всегда ходила по «лезвию ножа», т.е. была соизмерима или чуть выше, чем сумма прожиточного минимума. Еще чуть и мы свалились бы за черту бедности. Значит как выход – радикальные меры. Сырое, не прошедшее предварительного «прослушивания произведение» под названием НСОТ, должно поднять эту планку для учителя.
Вот тут – то и началось! Оказывается, здесь тоже есть определенный норматив, по которому в зависимости от количества учеников рассчитывается сумма, которая будет поступать в школу в виде субвенции.
Причем заведомо все знают, что этой суммы не будет хватать на год, если фонд оплаты труда оставить прежний, значит, чтобы «выжить» мы должны либо уплотняться, либо сокращаться!
А под словом «выжить» подразумевается то, что если в школе средняя зарплата учителя не выйдет выше предыдущего года, то приедет комиссия из края и укажет в рекомендательно - приказном порядке как это сделать. Если хочешь получить хорошую зарплату – уплотняйся! Повышай накопляемость классов! Люди, что делается!
Мы пытаемся бороться за качество образования. Во всем мире идет политика наоборот – чем больше индивидуальный подход к ребенку, тем качественнее его образование. А у нас – 30 – 35 человек создаются классы, о каком индивидуальном подходе может идти речь? И это скоро станет нормой, потому что нам просто не дадут иначе! Ведь в этом случае мы будем получать зарплату ниже планируемого результата и на сайте мониторинга результативности РКПМО, у нас будет красный флажок, а значит – «полетят головы», так и сказано. Это так сказать, «учет» человеческого фактора. А попросту угроза со стороны вышестоящих структур.
Есть и другой вариант уплотнения. Сократить весь штат «не стучащий мелом у доски». Столько лет боролись за введение психологической и социальной службы в школу! Все это во благо ученика! Оказание поддержки в выборе профессии, в защите прав ученика, оказание моральной и психологической поддержки в трудные минуты. Все это должно перечеркнуться! И опять только ради того, чтобы каким – то образом «наскрести» на необходимую планку зарплату учителю.
Еще вариант. Если есть силы – бери часов 40, тоже будет выглядеть нормально. Знаете, просто крик души. Ведь никто, никогда не говорит в печати, что учителя не ведут 18 часов, как положено по ставке! Чтобы хоть что-то получить, мы все время берем полторы или даже две ставки, работаем на износ. Ведь обычный рабочий отработал положенное количество часов и свободен. Но не надо забывать, что с окончанием уроков у учителя закончился рабочий день! Он наоборот, только начался для того, чтобы продумать уроки завтрашнего дня, написать планы, проверить тетради. А берем больше часов, чтобы хоть как-то выжить, в конце концов, позволить купить себе новое и современное платье, чтобы не выглядеть огородным пугалом среди разодетых учеников.
Таким образом, если вы видите повышение заработной платы после введения НСОТ, то она достигнута только таким образом. И на сегодняшний день многих уже предупредили, что с сентября они будут уволены, а иначе мы не удержим на том же уровне зарплату, ведь количество учеников уменьшается, а значит и уменьшится финансирование.
Отсюда вытекает еще один вариант выживания. Уплотняться не только внутри школы, но и внутри города. Проще объединять школы. Это не выход. Когда начали падение в демографическую яму, позакрывали детские сады. Соответственно все растащили, разбили, разграбили. Не мы с вами, не рядовые рабочие – растащено было по приказам, ну а разбито – это уже культура наша. Что теперь? А теперь снова вкладываются огромные суммы на восстановление тех же детских садов. Тоже предвидится и со школами.
Зачем все это и ради чего? Чтобы успешно прокатила НСОТ? Сколько загублено деревенских школ по этой программе, а ведь все знают, что если закрылась школа, то население будет уезжать! Таким образом, здесь невольно идет еще и уничтожение села. А ведь процент деревенских школ велик!
Если посмотреть в цифрах, то до введения НСОТ, средняя заработная плата учителя нашей школы была примерно 8000 рублей, то после 9400. Но повторяю, это за полторы – две ставки. А если у кого было понижение, то производились все необходимые усилия, чтобы подтянуть ее до определенного уровня, возможно, этим объясняется тот факт, что ежемесячно на 100 –200 рублей происходит уменьшение.
Тут снова хочется вспомнить о сайте мониторинга результативности РКПМО. Вероятно, предполагалось, что зарплата будет непрерывно расти вверх и, открыв любую область, край можно будет убедиться в этом. Вот только я смотрю и наблюдаю, что кривая-то ползет вниз! Кстати, средние зарплаты там не такие, какие я реально выставляю цифры. Они значительно выше. Почему? Ответ прост. Если руководитель получает 30 тыс., например, а рабочий –10 тыс., то средняя зарплата выглядит так красиво - 20 тыс. Вот и вся арифметика. И видно кому все это выгодно. Выходит так, что чем дальше человек, работающий в образовании от ученика, тем выше его зарплата.
Знаете, если посмотреть на конкретную оплату труда становится жутко. Например, мне как учителю физики, за проверку тетрадей платят 207 рублей в месяц. При этом я ежедневно проверяю по стопке тетрадей, чтобы не было накопления. На это у меня уходит минимум час работы. Произведем расчет – за месяц 30 часов, отсюда - один час работы стоит около 7 рублей. Есть ли еще, какая категория населения, которая за час собственного труда соглашалась бы получать 7 рублей? А ведь проверка тетрадей это тяжелый умственный труд. Каждый ученик решает задачи своим способом, при этом нужно вникнуть в его решение, может даже просчитать отдельно, чтобы понять, верен ли его способ решения, и выставить правильную оценку.
Или оплата классного руководства внутри школы 140 рублей в месяц! Или сложность моего предмета оценивается в 175 рублей! Я рассчитала, за один час сложность составляет примерно 3 рубля. И это при проведении, например, лабораторной работы по электричеству, когда к каждому необходимо подойти помочь, приготовить для них приборы… в конце уроков в бессилии падаешь на стул и пытаешься прийти в себя.
А за методическую литературу я получаю 100 рублей, впрочем, как и многие из моих коллег в других регионах. Это тоже расчет из той же категории, где 200 грамм хлеба на день, например, восьмикласснику, когда он за один присест съедает полбулки хлеба…
Но вернемся к НСОТ, к стимулирующей части оплаты труда. Необходимо набирать баллы, чтобы потом они превратились в определенную сумму и пополнили мою заработную плату. Участие во всевозможных конкурсах неотъемлемая часть этого, да еще чтоб результативность была. Но ведь невозможно выигрывать всегда! Или на участие в конкурсах уходит довольно много времени и сил, а когда готовиться к урокам? А когда жить вообще? Нервозность, погоня за чем–то необъяснимым – все это в каждом учительском коллективе. И при этом сумма одного балла оказывается смехотворной.
Таким образом, за любым повышением зарплаты будет стоять очередная перегрузка учителя при внедрении НСОТ. А по-другому невозможно, ведь количество учеников не увеличивается.
Увеличивается непонимание со стороны родителей. Им невдомек, что это не нами определена сумма на учебники каждому ученику в 43 рубля по той же субвенции из края. Не нами ежегодно меняется Федеральный перечень учебников, по которым мы обязаны учить их детей и поэтому должны менять учебно-методические комплекты. Не с нашей подачи ремонт классных кабинетов и многое другое переложено на плечи родителей. Мы лишь только исполнители, добросовестные и порядочные. И при этом практически не вникающие в вопрос, а входит ли вообще некоторые из этих « бесплатных дел» в наши обязанности? И почему они бесплатны?
Учесть все аспекты учительского труда немыслимо! Учитель это бесконечный «и жнец, и кузнец, и на дуде игрец…».
Поэтому, в конечном счете, наступает просто пустота! А разве можно, имея такое душевное состояние, нести детям свет знаний.
Возможно, я где-то написала на эмоциях, но итог один – работать в школе стало просто невыносимо. Печально, когда ты достиг мастерства, в тебе еще много сил для передачи знаний и опыта, но в такой нервотрепке спокойно работать невозможно и тебя посещают мысли об уходе. И чем дальше, вернее, чем интенсивнее идет модернизация образования, тем эти мысли становятся не просто назойливее, а реальнее, потому что, оглядевшись вокруг, понимаешь, что можно заработать ту же сумму, не прикладывая столько душевных и физических сил.
Мы педагоги - «лузеры» по профессии в настоящее время по меркам сегодняшнего общества. Задерганные со всех сторон, загнанные бумажной волокитой, исполнением и заполнением всяких неопределенных, порой никому не нужных и ничего не значащих документов. Выполняющие многочисленные функции, не относящиеся к непосредственной педагогической деятельности. Постоянно думающие, где бы и как бы еще подработать. Осваивающие новые компьютерные технологии на технике, которая давно должна быть на свалке, но по непонятной причине попала в школу! Выходящие в «высокоскоростной» школьный бесплатный интернет и по минут 20 ждущие открытия окна…. В настоящее время работающие по 16-18 часов в сутки!
Каким образом при этом можно воспитывать и учить быть успешными молодое поколение! И вообще доживем ли мы до такого понедельника, что с радостью можно будет бежать на работу? Или нас, имеющих высшие квалификационные категории, заменят люди, по словам президента Медведева, не имеющие педагогического образования!
Широко раскрыты двери школы для всех. Только очереди для желающих в ней работать не видно. А вот когда появится – это и будет показателем того, что учителю стало жить легче! И наступит тот радостный понедельник, о котором мечтает каждый педагог России!



Источник: http://www.runewsweek.ru/forum/forum25/topic6256/messages/
Категория: Личное мнение | Добавил: evgdjch60 (26.03.2010) | Автор: Евгения
Просмотров: 756 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Галина  
1
А я с радостью иду каждый день на работу - в школу, с удовольствием готовлюсь к урокам, прорешиваю задания и ЕГЭ, и ГИА и что там нам ещё придумают чиновники от образования, а мне хочется не натаскивать учеников по сборникам Семёнова, ФИПИ, МИОО,Иванова, Сидорова и т.д., а учить думать, анализировать, сравнивать, сопоставлять - увидеть КРАСОТУ математики, а не отвечать на вопрос: А где мне это пригодится?!
Я - оптимист, и надеюсь - ДОЖИВЁМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА, только дай Бог нам сил и терпения эту надежду не потерять!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Калькулятор
Выпускникам 2021

Официальный портал ЕГЭ


Официальный портал ГИА




ЕГЭ! На что надеемся?

Всего ответов: 93
Наш опрос
Какой из школьных предметов для Вас самый сложный?

Всего ответов: 163
Каталог статей
Мои статьи [9]
С миру по нитке [6]
Инновационные технологии обучения [6]
Можно равняться!

Поделиться ссылкой
Любимые мгновения
Поиск

Моя кнопка


По всей Руси

Последнее в блоге
[01.11.2020]
Работа в качестве методиста (0)
[31.10.2020]
Работа продолжается (0)
[31.10.2020]
Заместитель руководителя экспертной комиссии (0)
Форма входа

Календарь



Поздравления и пожелания
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня посетили:

Сайт-портфолио учителя физики Дьячковой Евгении Васильевны создан 8 марта 2010 года © Яровое 2024 Бесплатный хостинг uCoz
anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов Всего.RU


Сайт Create a free website NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Рунета Rating All.BY    Всё о химии Каталог образовательных ресурсов

Наука мира - сайт Тихомолова Евгения Сайт учителя начальных классов КАРМАН для математика  </a

Создать сайт бесплатно

Создать сайт бесплатно

Создать сайт бесплатно