Современные технические средства стали широко применяться педагогами в учебном процессе, и сегодня в образовании особо остро встает вопрос о дистанционном обучении с использованием информационных технологий, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала.
Новая аббревиатура ДОТ – дистанционные образовательные технологии - пришла в школу и призывает к активным действиям по внедрению в образовательный процесс. Педагоги пугливо отмахиваются: очередное новшество, как всегда, страшит. Только освоили компьютер, научились создавать мультимедийные ресурсы к урокам, изучили интерактивные доски и стали использовать их, начали активно работать в системе «Сетевой город. Образование», освоили электронный журнал…
Педагогов можно понять: с одной стороны, действительно, страшно, с другой, что немаловажно, порою просто нет времени на изучение нового. В результате процесс внедрения дистанционного обучения с применением ДОТ проходит инертно.
Всё же давайте попробуем разобраться. Все прекрасно понимают, что ДОТ - это не модное веяние в образовании. В условиях модернизации, инновационного развития внедрение ДОТ - давно назревшая необходимость. Ведь возможности традиционного образовательного процесса расширяются и умножаются за счет дистанционных технологий. Может, не стоит пугаться?
Полностью статью можно прочесть скачав данный файл
Технология проблемного обучения наиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20—30-х годах в советской и зарубежной школе. Основано было на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И. Л. Лернер, М. Н. Скаткин. Проблемное обучение получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды. Постоянное обновление учебной среды, информационного и процессуального состава действий влечет за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу-проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса.
1. Целевой блок: в нем дано общее представление об объекте, предмете, результате учебной деятельности. 2. Информационно-содержательный блок: учебная информация выстраивается в виде «технологического узла» (модуля). 3. Каждый модуль имеет законченность и самостоятельность. Совокупность модулей составляет единое целое при изучении темы. 4. Информационный модуль. Это система, объем учебной информации, преобразование которой обеспечит продуктивный результат. 5. Операционный модуль. В нем отражены задания для самостоятельной работы и самоконтроля, инструкции по их выполнению. 6. Оценочный модуль. Это задания, тесты, вопросы для контроля качества и проверки усвоения ЗУН.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. В структуру игры как процесса входят: • роли, взятые на себя играющими; • игровые действия как средства реализации этих ролей; • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; • реальные отношения между играющими; •сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Наиболее плодотворными в системе дополнительного образования являются хорошо известная технология И.П.Иванова или «орлятская педагогика», а также технология коллективной творческой деятельности.
Технология коллективно-творческой деятельности (КТД) — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.